cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1


Адаптированная образовательная про грамма дошкольного образования для обучающи хся
с тяжелыми нарушениями речи Детского сада № 181 ОАО «РЖД» (далее – Программа)
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022
г. № 955, зарегистрировано в Минюсте Р оссии 6 февраля 2023 г., регистрационный №
72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования ( Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адапт ированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" ) (далее – ФАОП ДО). Срок действия образовательной программы не ограничен,
программа действует до принятия новой.
Нормативно -правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно -правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укрепле нию
традиционных российских духовно -нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Росс ийской Федерации»
‒ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999 -р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
обр азования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано
в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте Росс ии
6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );
‒ Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 7 1847);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного госу дарственного санитар ного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря

Страница 2

2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Устав Детского сада № 181 ОАО «РЖД»;
‒ Программа развития Детского сада № 181 ОАО «РЖД»;
- Основная образовательная про грамма дошкольного образования Детского сада №
181 ОАО «РЖД» ;
- Положение о психолого -медико -педагогическом консилиуме (ППк) ДОУ.
Программа определяет содержание и организацию кор рекционно -образовательного
процесса в группах для дете й с тяжелыми нарушениями речи (Т НР) Детского сада № 181
ОАО «РЖД» с детьми от 4 до 7 лет.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела - целевой, содержательный и организационны й.
Целевой раздел Программ ы включает пояснительную записку и планируемые
результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых
ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает о писание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально -коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно -эстетическое развитие;
физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации про граммы,
которые отражают аспекты образовательной среды: предметно -пространственная
развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим
работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к
миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно -развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом
возрастных и и ндивидуальных особенностей обучающихся в различных видах
деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно -ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогически м работником и
другими детьми).
4. Познавательно -исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими
видами ак тивности ребенка, как:
восприятие художес твенной литературы и фольклора;
са мообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бум агу,
природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально -ритмические движения, игры на дет ских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) форма активно сти ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно -разви вающей
работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ТНР в социум.
Программа к оррекционно -развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ТНР в условиях
дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей
направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала.

Страница 3

3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного
возрас та с ТНР , удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования
обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных
образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого -педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка с ТНР , особенности организации развивающей
предметно -пространственной среды, календарный план воспитательной работы с
перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы Детского сада № 181 ОАО «РЖД» .
Объем обязательной части адаптированной образовательной программы составля ет
60% от ее общего объема. Объем част и адаптированной образовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений, составля ет не более 40% от ее
общего объема.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию
достижения целей в форме педагогической и психологи ческой диагностики развития
обучающихся, а также качества реализации основной образовательной программы
Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации
направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутр и
образовательного процесса.
Программ а для обучающихся с ТНР разраб отана с учетом особенностей развития и
особых образовательных потребностей обучающихся указанн ой групп ы.