cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1



Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 181 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»





ПРИНЯТО :
Педагогическим советом
Протокол № 4
от 30 августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ :
Заведующий детским садом
С. А. Федореева
Приказ № 2П
30 августа 2022 г.









ПОЛОЖЕНИЕ
Об индивидуализации образовательного процесса













Страница 2



1 . Общие положения.
1.1. Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса в частном дошкольном
образовательном учрежде нии «Детский сад № 181 открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» (далее по тексту - Положение) разработано
в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 №
273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Фед еральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), утв.
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, СанПин 1.2.3685 -21; Уставом
ДОУ; Основной образовательной программой, адаптированными
основны ми/адаптированными образовательными программами в частном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 181 открытого акционерного общества «Российские
железные дороги».
1.2. Настоящее Положение определяет комплекс организационных мероприятий по
обеспеч ению права воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному
маршруту (далее по тексту - ИОМ) в пределах осваиваемой образовательной программы
дошкольного образования (далее - Программа), реализуемой в частном дошкольном образовательном
учрежде нии «Детский сад № 181 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(далее по тексту -ДОУ) а также структуру, содержание,
порядок разработки и утверждения ИОМ воспитанника.
1.3. Под ИОМ в данном Положении понимается единый план образовательной
де ятельности и/или коррекционной работы для воспитанника с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей - инвалидов, одаренных детей:
- персональный путь компенсации трудностей в обучении;
- способ реализации личностного потенциала воспитанника (инт еллектуального,
эмоционально -волевого, деятельностного, духовно -нравственного);
- структурированная программа действий воспитанника на некотором фиксированном
этапе обучения.
1.4. ИОМ для воспитанника с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной
коррекции особ енностей его развития, с целью освоения образовательной программы
дошкольного образования. Это путь компенсации грузностей в обучении, а затем и
реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных областей:
социально -коммуникативного, познав ательного, речевого, художественно -эстетического,
физического развития.
1.5. ИОМ для воспитанника, проявляющего определенные способности в различных
видах детской деятельности, т.е. одаренного ребенка, рассматривается как поддержка
воспитанника, построение его образовательной траектории.
1.6. ИОМ предполагает разработку учебного плана, обеспечивающего освоение основной
образовательной/адаптированной основной /адаптированной образовательной программы
дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с у четом
особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
Цель ИОМ в ДОУ — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка,
обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.
1.7. ИОМ является составной част ью основной образовательной/адаптированной
основной /адаптированной образовательной программы дошкольного образования ДОУ
(далее по тексту - Программа) и призван:
- обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий детей,
в том числ е с ОВ3 и детей - инвалидов;
- обеспечить освоение Программы детьми при наличии трудностей обучения или
находящихся в особой жизненной ситуации;

Страница 3


- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и с клонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка.
1.8. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме,
установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой,
соответствующей требованиям Са нПин 1.2.3685 -21.
1.9. ИОМ разрабатывается и утверждается в ДОУ после педагогической диагностики
воспитанника.
1.10. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог -составитель данного
ИОМ в рамках учебного плана.
1.11. В настоящее Положение в установленном порядке мо гут вноситься изменения и
(или) дополнения.
2. Цели и задачи положения.
2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников
в ДОУ на индивидуализацию образовательного процесса, на обучение по
индивидуальному образовательному марш руту.
2.2. Индивидуальный образовательный маршрут — учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
2.3. Задачи настоящего Положен ия:
- Определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ для обучения
по индивидуальному образовательному маршруту.
- Обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту
на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями.
- Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута требованиям
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Определение ответственности педагогических работников ДОУ при обучении по
ин дивидуальному образовательному маршруту.
- Создание условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей
воспитанников, выбор оптимальных форм и темпа их обучения.
2.4. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации
образовательно й программы дошкольного образования, адаптированной образовательной
программы ДОУ.
3. Принципы разработки ИОМ.
3.1. При разработке ИОМ воспитанника участники образовательных отношений
опираются на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка;
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к
усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование
индивидуальной траекто рии развития ребенка;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в
ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывно е психолого -
педагогическое сопровождение на всех этапах оказания помощи в решении проблемы);
- принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода
в педагогической диагностике) ведущего в своем предельном выражении к стремлению
«навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. Нормы — это не среднее, что есть

Страница 4

(или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте
для конкретного ребенка при соответствующих условиях;
- принцип опоры на детскую су бкультуру (каждый ребенок, обогащая себя традициями,
нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный
детский опыт). Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального
развития ребенка должно опираться на знание взрос лыми опыта проживания возрастных
кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания
с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный
детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаи модействие со
сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно
своему возрасту.
3.2. При реализации ИОМ воспитанника участники образовательных отношений
руководствуются в своей деятельности:
- требованиями действующего законодате льства;
- приказами заведующей ДОУ;
- Уставом ДОУ;
- принятыми в ДОУ локальными нормативными актами;
- настоящим Положением.
4. Организационные механизмы.
4.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОУ с целью соблюдения
права воспитанников на обуче ние по ИОМ относятся:
- информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве
воспитанников на обучение по ИОМ;
- выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых
для разработки ИОМ;
- разработка основной образовательной программы дошкольного образования,
включающих в качестве механизма ее реализации индивидуальные образовательные
маршруты;
- организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями
государственного образовательног о стандарта дошкольного образования;
- работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри
педагогического коллектива ДОУ при разработке и реализации ИОМ.
5. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и
реализации ИОМ.
5.1. Пед агогические работники, назначенные приказом заведующего ДОУ за организацию
работы с воспитанниками в соответствии с ИОМ несут ответственность за реализацию
ИОМ в полном объеме.
5.2. Старший воспитатель обеспечивает:
- организацию работы с педагогическими работник ами ДОУ по составлению и реализации
ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования:
- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
- контроль за реализацией ИОМ.
1.3. Пе дагог -психолог:
- проводит индивидуальное обследование ребенка, с целью выявления уровня
психического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин
нарушений в развитии и воспитании;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения
воспитанника;

Страница 5


- осуществляет психолого -педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителе й в рамках реализации ИОМ.
1.4. Учитель -логопед:
- подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка;
- устанавливает уровень речевого развития;
- ведет документацию в установленном порядке:
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопе дического сопровождения
ребенка:
- осуществляет психолого -педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
1.5. Воспитатель:
- проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
- участвует в разработке и реализации ИОМ ребенка в соответствии с ООП, АООП ДОУ,
возрастными и индивидуальными возможностями ребенка;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирован ие родителей в рамках реализации ИОМ;
- осуществляет психологом педагогическую поддержку одаренных детей;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
1.6. Музыкальный руководитель:
- прово дит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня
музыкального развития, его индивидуальных особенностей, определение причин
нарушений в развитии и воспитании ребенка;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в р азработке и реализации ИОМ в рамках музыкального сопровождения
ребенка;
- осуществляет психолого -педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИО М
1.7. Инструктор по физической культуре:
- проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня физического
развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии
и воспитании;
- ведет документацию в соответствии с уста новленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках физического сопровождения
ребенка;
- осуществляет психолого -педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
6. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление.
6.1. Образовательными потребностями, детей с ОВЗ, детей -инвалидов и регулируется
настоящим положением.
6.2. ИОМ разрабатывается для воспитанников:
- на основе наблюдений пе дагогов за воспитанником, педагогической, психологической
диагностики (с согласия родителей (законных представителей) воспитанников,
- на основании Заключения ТПМПК для детей с ОВЗ,
- на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка -
инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико -
социальной экспертизы.

Страница 6

6.3. ИОМ разрабатывается педагогами ДОУ, реализующими основную образовательную
программу ДОУ, адаптированную образовательную программу, после проведения
педагогическ ой и/или психологической диагностики воспитанника и заключения ТПМПК.
6.4. Реализацию ИОМ осуществляют педагогические работники (воспитатели, учителя -
логопеды, педагог -психолог, инструктор по физической культуре,
музыкальные руководители,), в труппах
общеразв ивающей направленности непосредственно работающие с ним, на которых
приказом заведующей ДОУ возлагается данная функциональная обязанность.
6.5. ИОМ разрабатывается на один учебный год по результатам мониторинга в начале
учебного года.
6.6. Педагогический работник вы являет воспитанников, нуждающихся в реализации
образовательной программы по ИОМ.
6.7. Родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим
работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в соответствии с
установленными требованиями , в том числе с требованиями, установленными настоящим
Положением.
6.8. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять
обучение ребёнка по ИОМ в ДОУ разрабатывается ИОМ соответствии с настоящим
Положением.
6.9. При составлении ИОМ педагоги ческий работник предлагает родителям (законным
представителям) воспитанника ознакомиться:
• с основной образовательной программой ДОУ/адаптированной образовательной
программой;
• с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением учебным планом;
• с порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации;
• с формами работы с ребёнком, включенными в ОИМ.
6.10. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник ещё раз
обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника.
6.11. Выбор фор м работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с
учётом личностных особенностей воспитанника, а так же с учётом особенностей
конкретного ИОМ.
6.12. Реализация ИОМ в ДОУ является обязательным для воспитанников, требующих
индивидуального подхода и осу ществляется в соответствии с индивидуальным планом
обучения, с расписанием, отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и
свободной деятельности воспитанников с учетом требований СанПиН.
7. Ответственность.
7.1. Ответственность за составление и реализацию ИО М несут участники
образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством.
7.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации ИОМ
является заместитель заведующей ДОУ.
Он обеспечивает:
- организацию работы в ДОУ по и нформированию родителей (законных представителей)
воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по
ИОМ;
- организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ;
- организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и реализации
ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом ДО;

Страница 7

- контроль за соответствием ИОМ ФГОС ДО; контроль за реализацией ИОМ;
- взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и
реализа ции ИОМ;
организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ;
- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
Руководствуется в своей деятельности:
- требованиями действующего законодательства и иных нормативно -правовых актов в
сфере образования;
- приказами и распоряжениями руководителя ДОУ;
- Уставом ДОУ и принятыми в нём локальными нормативными актами;
- настоящим Положением.
8. Заключительные Положения.
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на
педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом ДОУ и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующей ДОУ.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции, предыдущая редакция