cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 181 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»

ПРИНЯТО :
Педагогическим советом
Протокол № NП
от « 30 » августа 202 3 г.
УТВЕРЖДАЮ :
Заведующий детским садом
___________ С. А. Федореева
Приказ № 2П
«30 » август а 20 23 г.






Дополнительная образовательная программа
развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
посредствам использования возможностей интерактивной
среды сенсорной комнаты «Волшебный мир восприятия»





Состави тель:
Педагог -психолог
высшей категории
Щербицкая В. С.


Адрес: 658080, Алтайский край,
Г. Новоалтайск, ул. Депутатская, 22
Тел.8(38532)3 -02 -08
Электронный адрес: ds181rjd@mail.ru
Сайт: https //дс181ржд.рф





Страница 2

2

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. Пояснительная записка

3
1.1.1. Актуальность Программы

3
1.1.2. Цели и задачи Программы

4
1.1.3. Принципы и подходы к формированию программы

5
1.1.4 . Характеристики, значимые для разработки и реализации
Программы, в том числе характеристики особенностей развития
детей дошкольного возраста

5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы 8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Форма и режим занятий. 2.1.Сроки реализации программы.

9
2.2.Структура игровых сеансов

9
2.3. Используемые методики

10
2.4. Календарно -тематическое планирование

10
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально -техническое и методическое обеспечение
Программы
11
3.2. Методическое обеспечение Программы

14
Список используемых источников 15
ПРИЛОЖЕНИЯ 16









Страница 3

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка .

Дополнительная об разовательная программа «Волшебный мир
восприятия» (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Ф едерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образов ательным программам дошкольного образования».
СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача Ро ссии от 28 января 2021 г. № 2.
СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного
врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.
Лицензия на образовательную деятельность.
Уста в детского сада № 181 ОАО «РЖД».

1.1.1. Актуальность программы.

Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет
огромное значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются
основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка.
С восприятия предме тов и явлений окружающего мира начинается
познание. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте
трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для
сове ршенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
размере, цвете положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то
же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ребенок на к аждом возрастном этапе оказывается наиболее
чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем

Страница 4

4

большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе
раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет
определяющую роль.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо
организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие
со стороны окружающей среды на органы чувств ребенк а.
Такую развивающую среду помогает создать сенсорная комната.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая
среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на
органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Сенсорн ая комната
погружает человека в реальное и интерактивное пространство, которое
создает особые условия для его взаимодействия с окружающим миром.
Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования
обеспечивает быстрое установление эмоциональн о положительного
кон такта , повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в
атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на
активное выполнение той или иной задачи.
Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в самом
оборудовании. Оно включает в себя разнообразие различного рода
стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для
развития ребенка.
Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную
систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга
ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Мозг
активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха,
обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.
Содержанием данной программы является формирование сенсорной
культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета,
формирования целостного образа предмета, восприятия пространства
и ориентировка в нем, развитие тактильно -двигательного восприятия,
развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.
Таким образом, специально организованная интерактивная среда
сенсорной комнаты способна обогатить разнообразными впечатлениями и
создать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, что
повышает эффективность психопр офилактических мероприятий,
направленных на улучшение психического и физического здоровья наших
воспитанников.

1.1.2 . Цели и задачи Программы
Цель программы:
Создание условий для сенсорного развития детей раннего и младшего
дошкольного возраста посредствам использования возможностей
интерактивной среды сенсорной комнаты.
Задачи программы:

Страница 5

5

 Способствовать снижению мышечного и эмоционального напряжения,
созданию положительного эмоционального фона.
 Стимулировать развитие тактильного, зрительного и слухового
восприятия, повышение различных видов чувствительности.
 Развивать восприятие формы, величины, цвета, пространства,
движений, целостного образа предметов.
 Способствовать развитию мелкой моторики .
 Способствовать развитию эмоциональной сферы, умению выражать
свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику,
жесты, интонацию .
 Стимулировать позитивное общение детей при взаимодействии друг с
другом.

1.1.3 . Принципы и подходы к формированию Программы

Подробно принципы и подходы раскрываются в инновационной
программе дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:
М ОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2019 .
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон
ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи
развития психических функций через использование различных видов
деятельности, свой ственных данному возрасту.
Идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру
каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман,
Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из
инди видуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного
формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

1.1.4 . Характеристики, значимые для разработки и реализации
Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свой ствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развитие малыша с первых дней его жизни является условием
успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки

Страница 6

6

сенсорных способностей ле жат в общем уровне сенсорного развития
достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Именно этот возраст
наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребёнка
посредством зрения, осязания, мышечного чувства, ребёнок начинает
различать форму, величину, цвет предметов.
На всех возрастных этапах дети оказываются наиболее чувствительными
к различным воздействиям. Поэтому каждая возрастная ступень
благоприятна для последующего нервно -психического развития и
всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше дети, тем большим
значением в их жизни становится чувственный опыт.
В возрасте 2 -4 года требования сенсорного воспитания предполагают
следующие знания и умения:
 понимание и сп особность назвать 6 цветов, а также правильно
подбирать их по образцу;
 ориентирование в 3 -5 контрастных величинах (размерах);
 умение собирать цветную пирамидку из 6 -8 колец разного размера;
 способность правильно сформировать целый объект из 4 -х ча стей
(разрезанный рисунок, складные кубики);
 умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар,
пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного
расположения
Большинство ученых считает, что именно ранний и дошкольный возраст
является наиболее благоприятным для усовершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. По этому,
сенсорное воспитание считается одной из основных сторон дошкольного
воспитания.

Возраст от 2 до 3 лет
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно
усложняются, что связано с общим психофизическим развитие, прежде всего
началом формирования новых видов деятельности (игровой, э лементарной
продуктивной и др.)
В раннем детстве у ребенка происходит обогащение сенсорного опыта,
накопленного в младенчестве. Осязание, мышечные чувства, зрение
направлены на познание величины, формы и цвета предметов. Планомерное
развитие сенсорной сфер ы обеспечит необходимые предпосылки для
возникновения всех других, более сложных познавательных процессов
(памяти, воображения, мышления и др.).

Развитие восприятия в различные периоды обладает своими
особенностями. В ранние периоды детства восприятие очень не совершенное.
Дети не могут последовательно осмотреть предметы и определить его

Страница 7

7

качества. У ребенка раннего возраста восприятие имеет предмет ный
характер, то есть все свойства (цвет, форма, вкус, величина и пр.) -
неотделимы от предметов. Они сливаются с предметом, не раздельно
принадлежат ему. При восприятии ему видны не все свойства, а только
самые яркие, а иногда и одно свойство, и по нему о н выделяет предмет среди
других. Например: листья зеленые, апельсин сладкий и оранжевый.
Взаимодействуя с предметами, дети начинают находить их некоторые
разнообразные свойства. Это помогает развить его способность по
отделению свойства от предмета, находи ть одинаковые свойства в различных
предметах и разные в одном. Сенсорным развитием в раннем возрасте
называют совершенствование ощущения, восприятия, наглядного
представления. В этот период времени у ребенка снижается порог ощущения,
повышается зрение и то чность цветоразличия, развиваются фонематический
и звуковысотный слух, существенно растет точность оценивания веса
предмета. Восприятие объекта начинает возникать на предметной
деятельности. У ребенка раннего возраста обследование предмета подчинено
в осно вном игровой цели. В дошкольном возрасте игровое манипулирование
начинает сменяться обследовательскими действиями с предметом и
становится целенаправленным опробованием для выяснения назначения его
частей, их подвижности и связей друг с другом.
Таким образ ом, особенностями сенсорного развития в раннем возрасте
являются:
- главное новообразование - формирование перцептивных действий;
- ведущее восприятие - зрительное;
- усвоение свойств предметов в процессе предметной игры;
- целенаправленность, планомер ность, управляемость, осознанность
восприятия, направленные на результат;
- интеллектуализация восприятия в связи с развитием речи;
- усвоение «сенсомоторных предэталонов»: цвет, размер, форма;
- зарождение предметной игры.

Возраст от 3 до 4 лет
В млад шем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в
своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались
такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание,
активная речь, предметное восприятие. В процессе дей ствия с предметами он
накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь.
Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно
осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется
восприятие.
Восприятие младшего до школьника носит предметный характер, то есть
все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не
отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он
считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он

Страница 8

8

видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно
свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава
зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает
обнаруживать их отдельные, разнообразные с войства. Это развивает его
способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие
свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это
совершенствование ощущений, восприятий, наглядных пре дставлений. В
этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота
зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуко -
высотный слух.
У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется
преимущественно игровым целям. Меняется характер ориентировочно -
исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с
предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения
и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт,
что, соеди няя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности,
зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет
охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт
рассматривания.
В результате сенсорного развития младший дош кольник усваивает
сенсорные эталоны.


1.2. Планируемые результаты освоения Программы

В результате деятельности по данной программе создается
положительный эмоциональный фон в коллективе сверстников, происходит
благоприятная социализация, развиваются и совершенствуются сенсорные
процессы. Дети умеют оперировать предметами самостоятельно и во
взаимодействии со взрослым, проявляют интерес и удовольствие к
деятельности. В процессе практических действий успешно выделяют и
учитывают цвет, форму, величину и др . признаки предметов , группируют
предметы по образцу и признаку. Используют в своем лексиконе слова -
названия цвета, формы.
Дети успешно овладевают игровой деятельностью , накопится
положительный опыт при взаимодействии друг с другом. У детей обогатится
эмоц иональ но -чувственный опыт через развитие тактильного, зрительного и
слухового восприятия , они научатся навыкам саморегуляции и релаксации.




Страница 9

9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Форма и режим занятий. 2.1. Сроки реализации программы.

Программа занятий рассчитана на два учебных года первый год для
детей раннего возраста с 2 лет до 3 лет, второй год для детей младшего
возраста с 3 до 4 лет. Программа реализуется в течении учебного года с 1
сентября по 31 мая.
Программа включает в себя 70 игр овых сеансов на каждый учебный год ,
которые проходят 2 раз а в неделю по 15 - 20 минут.
Учитывая предметно -развивающую среду, в которой проводятся
занятия, допускается время пребывания детей в кабинете до 20 минут при
условии регламентированного соблюдения смены видо в деятельности .
Игровые сеансы проводятся подгруппами по 4 человека.

2.2. Структур а игр овых сеансов

 вводн ая (настрой на совместную работу, установление эмоционального
контакта , ритуал приветствия );
 основная ( создание проблемной ситуации по теме посредством
использования игрового сюжета, игры на релаксацию , психологические
этюды, игры на развитие сенсорно -перцептивной сферы );
 завершающая (рефлексия , закрепление положительных эмоций, ритуал
прощания).
Структура игровых сеансов гибкая, разработанная с учетом возрастных
особенностей детей, она включает в себя элементы психогимнастики,
дыхательной гимнастики, мышечной релаксации. Постро ены игровые сеансы
в форме путешествий. Формы работы определяются целями.
Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных
по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и
психическим нагрузкам заданий и игровых ситуаций.
В структуру игровых сеансов включены эмоционально -сенсорные игр ы,
направлен ные на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем
воздействия на сенсорные процессы и актуализацию разномодальных
ощущений. Такие игры вводят детей в мир содержательного взаимодействия
с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизмы
эмоциона льного отклика, опосредованно приводят в действ ие
эмоциональную сферу в целом. Они весьма привлекательны для
дошкольников, поскольку связаны с воздействием на сенсорику (наиболее
близкое детям и часто использующееся средство познания окружающего).
Ценност ь их заключается в том, что эмоциональные реакции возникают
непроизвольно, без преднамеренной социальной активизации.
Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу осуществляется

Страница 10

10

естественно, за счет воздействия на процессы ощущения, планомерной
регуля ции потока сенсорной информации, подаваемой в игровом контексте.

2.3. Используемые методики

Игровая терапия – доступная форма деятельности для детей
дошкольного возраста, позволяющая организовать коррекционно -
развивающую работу.
Психогимнастика – эффективное средство оптимизации социально
перцептивной сферы личности ребенка.
Дыхательные упражнения - относятся к числу действенных факторов
оздоровления и повышения устойчивости организма к различным
заболеваниям.
Светотерапия – позволяет бороться с нарушениями зрительных
функций, с сезонной световой депрессией.
Цветотерапия – использование различных цветов позволяет влиять на
настроение и общее состояние человека
Музыкотерапия – основана на целительном воздействии музыки на
псих ологическое сост ояние человека, повышает интелле ктуальную работу
мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему
организма.
Песочная терапия – игра спеском проявляет творческие возможности
ребенка, развивает тактильную чувствительность и способствует
гармонизации психоэмоционального состояния . В дошкольном
образовательном учреждении песочная терапия применяется в качестве
развития творческого потенциала или как элемент игровой терапии .

2.4. Календарно -тематическое планирование

Тематический план игровых сеансов для 2 группы раннего возраста –
Приложение 1.
Тематический план игро вых сеансов для младшего возраста –
Приложение 2.










Страница 11

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально -техническое обеспечение Программы

Оборудование сенсорной комнаты
Воздушно -пузырьковые колонны с мягкой платформой и «Зеркальный
обман».
Воздушно -пузырьковые колонны (аквалампы) по отдельности и в
угловых композициях «Зеркальный обман» — один из основных элементов
сенсорной комнаты любого вида. Учеными доказано, что существует две
вещи, которые не надоедают человеку: наблюдать за огнем и д вижением
воды — это успокаивает нервную систему, снимает стресс и усталость . На
основание для колонны можно присесть, а зеркала создадут дополнительный
визуальный эффект, и колонн будет казаться втрое больше.
Подсветка аквалампы из различных цветов и отте нков плавно сменяется,
внутри колонны кружат воздушные пузырьки и разноцветные рыбки , то они
зашевелятся, как настоящие.
Силу подачи воздуха (пузырьки в колонне) можно регулировать или
отключить вовсе.
Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для
создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена мягкой
платформой.
Занятия с этим элементом сенсорной комнаты:
- воздействуют на зрительный и кинестетический анализатор;
- отражение трубки в зеркале способствует развитию зрительного
восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания,
плавного прослеживания и зрительной координации;
- создают возможность находиться под воздействием сложного сенсорного
потока св етового раздражителя;
- способствуют развитию зрительного сосредоточения;
-способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации
взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно -
моторной координации;
- способствуют обогащению кинестетических знаний;
- способствуют эмоциональному расслаблению;
- вибрация трубки, стимулирует тактильные ощущения;
Имеет положительный опыт использования, в работе с нарушением
зрения, как оборудование для игровой деятельности по ситуациям сказо к,
волшебных историй, мультфильмов, в ходе терапевтических занятий.
Напольный фибероптический модуль "Волшебный фонтан"
Центральный модуль сен сорной комнаты. К аскад фибероптических
волокон с боковым свечением, ст руящихся вдоль прозрачной трубы
завораживает переливанием цветов и ярким свечением, волокна можно
перебирать в руках . Мягкая платформа, беж евого цвета позволяет удобно

Страница 12

12

расположиться рядом, расслабиться, ощутить чувство комфорта, настроится
на приятное взаи модействие с окружающей средой.
Пучок фиброоптических волокон в мягком основании.
Пучок фиброоптических волокон в мягком основании можно разместить
на полу, рядом с мягким сиденьем или сухим бассейном. Водопад волокон,
который изменяет свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна
мо жно перебирать, держать, обнимать. Изменяющиеся цвета привлекают
внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно
эффективен для детей с дефектами зрения.
Модуль «Солнышко»
Фиброоптические волокна, закрепленные на закругленном основании:
образуют светящийся шатер, зайдя в который, можно ощутить приятное
умиротворение. Дополнительный визуальный эффект создает закрепленное в
основании зеркало - глядя вверх, можно увидеть свое отражение в окружении
фиброоптических волокон. Фиброоптический душ идеально использовать
для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей,
также это хороший способ провести беседу психолога с ребенком.
Фибероптическая настенная занавесь
Удобный и практичный способ размещения фиброволокна в сенсорной
комнате - каскад фиброоптических волокон, равномерно распределенных по
ширине занавеси, создает необычный световой эффект.
Светооптические волокна, изменяющие цвет по всей длине волокна
обладают успокаивающим эффектом и в то же время активизируют
познавате льный опыт детей, концентрируют внимание.
Напольный и настенный фибероптические ковры "Звездное небо"
Ковер располагается на полу в темной сенсорной комнате и создает
эффект ночного неба, капель росы. Светооптические волокна, вплетенные в
ворс темного ков ролина, завораживают эффектом мерцания. По мягкой,
приятной на ощупь поверхности ковра, приятно ходить, комфортно сидеть.
Ковер применяется для снятия эмоционального напряжения, на
релаксационных занятиях, используется в игровой деятельности, на занятиях
по сюжетам мультфильмов и сказок, для развития творческого воображения,
образного мышления, созданию новых тактильных ощущений.
Источник света встроен в ковер.
Интерактивная панель "Цветные фигуры -4"
Настенная интерактивная панель с выносным пультом управления.
Четыре светящихся фигуры: окружность, треугольник, квадрат, звезда. При
нажатии на соответствующую кнопку пульта происходит зажигание
соответствующей фигуры цветом. Повторное нажатие - выключение фигуры.
Все фигуры включаются - выключаются неза висимо.
Волшебная нить с контроллером
Ее можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя,
свораивать по спирали. Скорость движения огоньков можно задать
самостоятельно.

Страница 13

13

Пуфик
Кресло с гранулами – это сидение, которое служит идеальной опорой для
сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике
можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за
происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обняв
его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует т актильной
стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие
пуфик, казывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему
расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Сухой бассейн с подсветкой.
Это бассейн с мягкими стенками, наполн енный пластмассовыми
шариками. Можно использовать для релаксации, и для активных игр. Лежа в
бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом
постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его,
дает возможность лучше почу вствовать свое тело и создает мягкий
массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.
Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для
детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно перемещаться или
менять позу н е опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных
шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в
пространстве. П остоянное изменение положения тела в бассейне
способствует развитию вестибулярного аппарата. Игры в бассейне
эмоци ональны окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем –
откинуться на спину и расслабиться.
Лежа в светящемся бассейне, ребенок находится, как бы, среди моря
огней. Он наблюдает, как изменяется цвет шариков, он их трогает. Подсветка
изменяет цвет полу прозрачных шариков, и оказывает чарующее,
расслабляющее действие на ребенка, заставляя забыть его обо всем на свете.
Музыкальный центр с набором дисков
М узыка является неотъемлемой частью СК. Положительные
эмоциональные переживания во время звучания прият ных слуху
музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание,
тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает
интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему
организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют
регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и
звуков природы идеально для релаксации.
Проектор для создания визуальных эффектов.
Предназначен для проецирования изображения специальных слайдовых
колес эффектов. Проекция эффектов с неповторяющимся цветным
изображением позволит снять усталость глаз и общее напряжение,
восстановить душевное и моральное равно весие . Данный проектор
позволяет создавать различные визуальные эффекты на потолке, стене или на
полу.

Страница 14

14

Психол огическая песочница
Размер песочницы 60 см*60 см, наполнен а песком природного цвета. Дно
и борта песочницы синего цвета, что символизирует цвет воды
и неба. Песочница дополнена коллекцией миниатюрных фигурок и
природного материала.
Песочница для многих из нас — это некая модель мира, мы можем
создавать свои миры из песка, что будет являться отражением нашего образа -
Я и стремления к преобразованиям.
Песочный стол с подсветкой
Размер 70 см*70 см, оборудован разноцветной светодиодной лентой,
заполнен тонки м слоем кварцевого песка.
Занятия за световым столом способствуют развитию познавательных
процессов. Песочное рисование улучшает память, развивает мелкую
моторику, координацию, пластику, воображение, фантазию, терпеливость.
Рисуя песком ребёнок входит в лё гкое медитативное состояние и это даёт
ему возможность по -настоящему расслабиться, отдохнуть. Песок обладает
удивительным свойствам убирать проявления негативных эмоций. Структура
этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает
расслабится , действует на человека благотворно.

3.2. Методическое обеспечение Программы

Массажные мячики «Су -джок» - 5шт
Резиновые массажные следы
Мякиш -червячок – 5 шт
Мягкие крупные пазлы «Морские обитатели», «Новый год»
Разноцветные камушки марблз, шаблоны на разные темы: животные,
растения, морские обитатели, насекомые, дом, ракета,
Дидактические игры: «Веселые зонтики», «Листопад», «Собери
животное»(дикие, домашние животные), «Где чья мама?»(дикие, домашние
животные), «Собери бусы», «Рыбалка», «Найди одинаковые снежинки»,
«Найди пару снеговику»,











Страница 15

15

Список используемых источников

1. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые
комплексы и методические рекомендации). Ч.1/ О.И Артюкова,
Т.В.Теличко -- Самара: Изд -во «НТЦ», 2003. - 48с.

2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного
образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеевой. - 6-е изд –, доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2019 . – 368 с.

3. Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате.
Вебсайт: www .Obektivcentr .ru

4. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно -методическое
пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — с.

5. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате:
Практ ическое пособие для ДОУ. - М.: АРКТИ, 2008.

6. Цветик -семицветик. Программа психолого -педагогических занятий для
дошкольников 3 -4 лет / Н.Ю. Куражева; под. Ред. Н.Ю. Куражевой. –
СПб.; М.: Речь, 2019. - 160 с.