cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 181 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»






Разработал:
Старший воспитатель
Гукова Н.С.



Адрес: 658080, Алтайский край,
г. Новоалтайск, ул. Депутатска, 22
Тел. 8(38532)3 -02 -08
Электронный адрес: ds181rjd@mail.ru
Сайт: https://дс181ржд.рф

Согласовано
Решением педагогического совета
детского сада
№181 протокол № 1
От 30.08.2022 г.

Утверждаю
Заведующий детского сада №181
С.А.Федореева
Приказ № 2П
30.08.2022 г.

Страница 2

2

Содержание
Пояснительная зап иска…………..……………………………………………………… … .… ...3
Раздел I Целевые ориентиры ……………………………..................... ............................ ........4
1. Цель Программы во спитания…………………………………………………………… .… .4
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания ………....4
1.2.1. Уклад образовательной организации ………………………………………………… .....5
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО …………………………………………………………. .…6
1.2.3. Общности (сообщества) ДОО ………………………………………………………… ...6
1.2.4. Социокультурный контекст………………………………………………………….….8
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО………………………………………….8
1.3.Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания …………....8
1.3.1.Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего
возраста (до 3 лет) ……………………………………………………………………… .……….9
1.3.2.Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8
лет)……………………………………………………………………………………………… ..10
Раздел II. Содержательный ……………………………………………………………… ..… .11
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания ………………… ....11
2.1.1.Патриотическое направление воспитания………………………………………………. 11
2.1.2.Социальное направление воспитания…………………………………………………… 12
2.1.3.Познавательное направление воспитания…………………………………………….… 13
2.1.4.Физическое и оздоровительное направление воспитания…………………………… ...13
2.1.5.Трудовое направление воспитания………………………………………………………15
2.1.6.Этико -эстетическое направление воспитания………………………………………… ..1 5
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса……………………………………..16
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в
процессе реализации Программы воспитания ………………………………………………..18
Раздел III. Организационны й………………………………………………………………..19
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания …………………...19
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ…………………………………….21
3.3. Организация развивающей предметно –пространственной среды ………………………22
3.4.Кадровое обеспечение воспитательного процесса……………………………………… ..24
3.5. Нормативно -методическое обеспечение реализации Программы воспитания………...24
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей……………………… ...…24
3.7.Календарный пл ан воспитательной работы на 2022 -2023 уч . год……………………….26











Страница 3

3


Пояснительная записка
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовнонравственных ценностей и принятых в обществе прави л и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у об учающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечеств а и подвигам
героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и тради циям
мно гонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитание детей опирается на основы оптимального сочетания отечественных
традиций, современного опыта, культурно -исторического, си стемно -деятельностного
подхода к социальной ситуац ии развития ребенка.
Усиление воспитательного компонента в образовательной деятельности
обозначено в новой редакции Федерального закона № 304 -ФЗ от 31.07 .2020г «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Фед ерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в
Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования,
где воспитательная деятельность педагогического процесса охватывает все составляющие
образовательной системы и направлено на качественное и доступное образование и
воспитание в современных условиях.
В основе процесса воспитания в ДОУ лежат конституционные и национальные
ценности российского общества, которые отражены в основных направлениях
воспитательной работы.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека , семьи , дружбы , сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитани я.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико -эстетического направления
воспитания.

Главная цель образования на всех уровнях: воспитание активной, творческой
личности, готовой к успешной самореализации.
Программа воспитания Частного дошкольного образовательного учреждения
“Детский сад №181 открытого акционерного общества “Российские железные дороги”
является локальным доку ментом, компонентом к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования учреждения, не противоречит ее принципам, целям,
задачам и содержанию.
Программа воспитания составлена с учетом Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, путем выявления воспитательных
задач общеобразовательной Программы и объединения обу чения и воспитани я в

Страница 4

4

целостный процесс на основе духовно -нравственных и социокул ьтурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Реализация программы обеспечивает формирование общей культуры личности
детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственн ых,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности.
Программа воспитания включает приложение - календарный план воспитательной
работы.

Разде л I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы
Цель Программы воспитания
Цель дошкольного воспитания – - личностное развитие дошкольников и
создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей
российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и по ведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития и
воспитания каждой личности. Важно сочетание усилий педагога по развитию личност и
ребенка и усилий самого ребенка к своему саморазвитию. Сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Основные цели и задачи в образовании и воспитании д ошкольников обозначены по
всем направлениям развития и обеспечивают всестороннее развитие личности, мотивацию
и способности детей в различных видах деятельности по всем образовательным областям:
«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно
- эсте тическое развитие», в том числе и в большей степ ени «Социально -коммуникативное
развитие»
Задачи воспитания формируются для каждого возр астного периода ( 1 год - 3 года,
3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и
реализ уются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими
нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют
основным направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
во спитания
Методологической основой Примерной программы являются антропологический,
культурно -исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на
базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в
Федеральном законе от 29 декабря 2 012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании и Российской
Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и

Страница 5

5

личности ребенка в деятельности; духовно -нравственное, ценностное и смысловое
содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС
ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно -нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирается на с ледующие принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношени я к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, вза имопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет ра сширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. З начимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальны х,
культурно - этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данн ые принципы реализуются в уклад е Детского сада №181 ОАО “РЖД” ,
включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную
деятельность и событ ия.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО,
задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно -про странственную
среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.

Страница 6

6

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разд еляются
всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями,
педагогами и другими сотрудниками ДОО).

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно -
нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность
1.2. 3. Общности (сообщества) ДОО
Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками Детского
сада №181 ОАО “РЖД” . Сами участники общности должны разделять те ценности,
которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности
является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных цен ностных
ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы с верстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательнос ть и пр.);
- учить детей совместной деятельност и, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально -родительская общност ь включает сотрудников Д етского сада
№181 ОАО “РЖД” и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не
только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача - объединение усилий по воспитанию реб енка в семье и в ДОО. Зачастую
поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в
дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полно ценного развития и воспитания.

Страница 7

7

Детско -взрослая общность . Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыс лов у
всех участников общности.
Детско -взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В
каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от
решаемых воспитательных задач.
Детская общность . Общество сверстников - необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и пр ивычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в
том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и
друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодейст вия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими,
помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования
общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими - это
возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной
группе обладает большим воспитательным потенциа лом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада .
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
псих ологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и
детей первым;
- улыбка - всегда обязательная часть приветствия;
- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

Страница 8

8

- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
- уважительное отношение к личности воспитанника;
- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с
детьми;
- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- соответствие внешнего вида статусу воспитат еля детского сада.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и
поведение человека.
Социокультурные ценно сти являются определяющими в структурно -
содержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитан ия могут
выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
- предметно -целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее
реализации совместно с роди телями, воспитателями, сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и
способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт) ;
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления:
любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.3.Требования к планируемым результатам освоения Пр ограммы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому

Страница 9

9

результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие -либо
линии развития не получат своего становления в детстве, это м ожет отрицательно
сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне Д етского сада №181 ОАО “РЖД” не осуществляется оценка результатов
воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной программ ы дошкольного образования не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

1.3.1.Целевые ориентиры воспитательной работ ы для детей младенческого
и раннего возраста (до 3 лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3 -м годам)

Напаравление
воспитания
Ценности
Показатели
Патриотическое Родина,
природа
Проявляющий привязанность, любовь к семье,
близким, окружающему миру
Социальное Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
«плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие,
доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со
стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении. Способный общаться с
другими людьми с помощью вербальных и невербальных
средств общения
Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и
активность в поведении и деятельности.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье Выполняющий действия по самообслуживанию:
моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту,
в ОО, на природе.

Страница 10

10

Трудовое Труд Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях.
Стремящийся к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах
деятельности.
Этико -
эстетическое
Культура и
красота
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8
лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8 -ми годам)

Направления
воспитания Ценности Показатели
Патриотическое Родина,природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Социальное Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку, проявляющий задатки чувства
долга: ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различ ия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе
общих интересов и дел.
Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в самообслуживании,
обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей российского общества.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в
цифровой среде), природе.

Страница 11

11

Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Этико -
эстетическое
Культура и
красота
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками художественно -
эстетического вкуса.


Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО,
одной из задач которог о является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
- социально -коммуникативное разв итие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно -эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой
деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения
ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе
определяются региональный и муниципальный компоненты.

2.1.1. Патриотическое направление воспит ани я
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви,
интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу
России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особеннос тей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

Страница 12

12

- когнитивно -смысловой, связанный со знаниям и об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально -ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно -волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности
за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родно й природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, по нимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- ознакомлении детей с историей, г ероями, культурой, традициями России и своего
народа;
- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отноше ния к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок откры вает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, дей ствовать в интересах семьи,
группы. Формирование правильного ценностно -смыслового отношения ребенка к
социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенк а в
детско -взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки
к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная це ль социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитан ия.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа
семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в

Страница 13

13

фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в
различных видах деятел ьности (на материале истории России, ее героев), милосердия и
заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заб оты, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО долже н сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- организовывать сюжетно -ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
- учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
- учить детей анализировать поступки и чувства - свои и других людей;
- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
- создавать доброжелательный психологический климат в группе.

2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность - знания . Цель познавательного направления воспитания - формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостно й картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет -
источники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основ е наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий,
просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и
просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельност и,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию;
различного типа конструкторы и набор ы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность - здоровье. Цель данного направления - сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое
развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной

Страница 14

14

активности: выполнение бытовых обязанно стей, игр, ритмики и танцев, творческой
деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания
детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здо ровье формирующих и
здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического
и эстетического развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней
среды;
- укрепление опорно -двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры,
здоровья и безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дн я;
- воспитание экологической культуры, обучение безопасности
жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных
игр, дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско -взрослых проектов по здоровому образу жизни;
- введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно -гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья . Воспитатель должен формировать у
дошкольников пони мание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не
только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно -гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении все го пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно -гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они
становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно -гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
- формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте
тела;
- формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно -ги гиенических навыков должна
вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность - труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском
саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на
детей определенное воспитат ельное воздействие и подготавливает их к осознанию его

Страница 15

15

нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к
труду. Можно выделить осн овные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием тру довой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к досту пному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
- показать детям необходим ость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непр еменно сопряжена с
трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стрем ление к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу

2.1. 6 Этико -эстетическое направление воспитания
Ценности - культура и красота . Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого
общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько
общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком
вместе с опытом п оведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико -эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно -смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народ ов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.

Страница 16

16

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитате ль ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;
- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчи во, владеть
голосом;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
зав ершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения к
красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и ра звитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
- выстраивание взаимосвязи художественно -творчес кой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОО;
- организацию выставок, к онцертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстет ического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

- В частном дошкольном образовательном учреждении детский сад №181 открытого
акционерного общества “Российские железные дороги” образовательный и
воспитательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательно го стандарта дошкольного образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).
- Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе
духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ е правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Основной целью педагогической работы в детском саду №181 ОАО “РЖД”
является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базо вой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и

Страница 17

17

индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к
обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольник а.
- Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство
развития, воспитания и обучения в разных организационных формах. Приоритет отдается
творческим играм (сюжетно -ролевые, строительно -конструктивные, игры -драматизации и
инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с
правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные).
- Отдельное внимание уделяется самостоят ельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей, а также от имеющейся матери альной базы и качества
педагогического руководства.
- Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во
время утреннего приема, прогулок, в вечерний отрезок времени) в помещениях и на
свежем воздухе. Она организуется с целью акти визации пассивных воспитанников,
организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в
дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, плохо усваивающими
образовательный материал при организованной фронтальной деятельно сти.
- Организованное проведение совместной деятельности обеспечивается
непосредственным руководством со стороны воспитателя.
- Воспитательный процесс в детском саду №181 ОАО “РЖД” организуется в
развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных,
социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за
счет улучшения качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности ,
соответствия возрастным и гендерным особенностям детей, актуальной насыщенности.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде,
имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в
нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования
материалами и оборудованием.
- Важной составляющей в воспитательном процессе детского сада №181 ОАО “РЖД”
является охрана жизни и здоровья, физическое воспитание и развитие воспитанн иков.
Успех зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно -
гигиенического режима.
- Режим дня регламентируется требованиями СанПиН, что позволяет рационально и
правильно построить жизнедеятельность воспитанников, соблюдать время, от веденное на
прогулки, сон и питание.
- Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, установлен
графиком, в соответствии с возрастом детей. Оптимизация двигательного режима
обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений,
занятий физкультурой, организации детских целевых прогулок, самостоятельной
двигательной деятельности.
- Значительное внимание в воспитании детей уделяется трудовым поручениям, как
части нравственного становления. Воспитание направлено на ф ормирование

Страница 18

18

эмоциональной готовности к трудовой деятельности, элементарных умений и навыков в
различных видах детского труда, интереса к труду взрослых людей.
- Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный
подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных
умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в
подгруппы) и моральная мотивация, ранняя ориентация и знакомство с профессиями
взрослых. В частности , знакомство с профессиям и железнодорожного транспорта.

Ранняя профориентация ознакомление с профессиями железнодорожной
направленности
В рамках преемственности по профориентации дошкольное образование
является первоначальным звеном в единой непрерывной системе обр азования. В
дошкольном детстве дети впервые знакомятся с широким многообразием профессий.
На этапе завершения дошкольного детства часть целевых ориентиров определяет
раннюю профориентацию дошкольников, профессиональ ная ориентация так же входит в
компетен цию дошкольного уровня образования.
Социум, окружающий детский сад, имеет свою специфику: находится вблизи двух
железнодорожных организаций ПМС -177 и Алтайск ой дистанции электроснабжения.
Родительский контингент имеет свои особенности: более 90% - дети разных категорий
работников железнодорожного транспорта. Это учитывается при моделировании
воспитательного процесса и находит отражение в детской деятельности.
Профориентационная работа в ключает целый комплекс взаимосвязанных действий:
-ознакомление воспитанников с профессиями железнодорожников, железнодорожным
транспортом;
-создание в дошкольном образовательном учреждении предметно -развивающей среды с
использованием железнодорожной темати ки;
- проведение праздников, конкурсов, выставок, соревнований железнодорожной
направленности;
- сотрудничество с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД».

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

Для педагогов детского сада №181 ОАО “РЖД” важно интегри ровать семейное и
общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного в оспитания,
активнее привлекать семьи к участ ию в жизни дошкольного уч реждения
Профессионально -родительское сообщество включает сотрудников Детского сада №181
ОАО “РЖД” и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу
Основ ная задача –объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в учреждении.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском с аду. Без совместного
обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка нево зможно выявление и
в дальнейшем созд ание условий, которые необходимы для его оптимал ьного и
полноценного развития и воспитания.
Ценностное единство и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных

Страница 19

19

отношений составляет основу уклада учреждения, в котором строится воспитательная
работа.
Групповые формы работы:
- Совет родителей, участвующие в решении вопросов воспитания и социализации детей.
- Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем
воспитания детей дошкольного возраста.
- Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет -сайте ДОО,
посвященные обсуждению интересующих родителей в опросов воспитания; виртуальные
консультации психологов и педагогов.
Индивидуальные формы работы:
- Работа специалистов по запросу родителей для ре шения п роблемных ситуаций,
связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста.
- Участие родителей в педагогических консилиумах, со бираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
- Участие родителей (законных представител ей) и др угих членов семьи дошкольника в
реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности.
- Индивидуальное консультирование роди телей (законных представителей) c целью
координации воспитательных ус илий педагогического коллектива и семьи.

Фо рмы информационного взаимодей ствия, относящиеся к коллективу родителей в целом:
- единый и групповой стенды;
- сайт детского сада в сети Интернет;
- плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая, психолого -
педагогическая и др.);
- папки, письма, памятки, буклеты, бюллетени;
-документальные видеофильмы с записью занятий, праздников и других воспитательно -
образовательных мероприятий;
В устной словесной форме индивидуаль ное взаимодействие с родителями каждого ребенка
осуществляется :
-при ежедневных непосредственных контактах педагогов с родителями;
-при проведении неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями;
-при общении по телефону;
Традиционные формы взаимодействия с родите лями дополняются дистанционными
(ди станционные консультации, онлайн -конференции и т. д.).

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ОО реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельност и. Уклад ОО направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень
начального общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно -пространственной среды, в том
числе современное материально -техн ическое обеспечение, методические материалы и

Страница 20

20

средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педаг огического коллектива к
достиже нию целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивиду альных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах
которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических,
национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально -технические,
психолого -педаг огические, нормативные, организационно -методические и др.)
необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП
ДО.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания - как инвариантные, так и свои
собственные, - для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО,
воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей
(законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает п равила жизни и
отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу),
безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми
и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя
се тевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных
отношений в социальных сетях.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.


№ п/п Шаг Оформление
1 Определить ценностно -смысловое
наполнение жизнедеятельности ДОО.
Устав ДОО, локальные акты, правила поведения
для детей и взрослых, внутренняя символика.





Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги.

Страница 21

21


Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно -смысловые ориентиры.
Воспитывающая среда - это содержательная и динамическая характеристика уклада,
которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно -образную среду, способствующую
воспита нию необходимых качеств;
- «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе
специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого,
обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
- «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятел ьности, в особенности – игров ой.
3.2 Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ
Событие - это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность
воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенко м совместно с другими
людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того,
чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие - это спроектированная взрослым образовательная
ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и
возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания .
Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
2
HljZablv knhjfmebjh\Zggh_p_gghklgh -
kfukeh\h_gZiheg_gb_\h\k_onhjfZlZo
`bag_^_yl_evghklb>HH
- ki_pbnbdmhj]ZgbaZpbb\b^h\
^_yl_evghklb
- h[mkljhckl\hjZa\b\Zxs_cij_^f_lgh -
ijhkljZgkl\_gghckj_^u
- hj]ZgbaZpbxj_`bfZ^gyjZajZ[hldm
ljZ^bpbcbjblmZeh\>HH
- ijZa^gb dbbf_jhijbylby
HHI>HbIjh]jZffZ\hkiblZgby
3 H[_ki_qblvijbgylb_\k_fbmqZklgbdZfb
h[jZah\Zl_evguohlghr_gbcmdeZ^Z>HH
Lj_[h\ZgbyddZ^jh\hfmkhklZ\mb
ijhn_kkbhgZevghcih^]hlh\d_khljm^gbdh\
<aZbfh^_ckl\b_>HHkk_fvyfb\hkiblZggbdh\
KhpbZevgh_ iZjlg_jkl\h>HHkkhpbZevguf
hdjm`_gb_f
>h]h\hjubehdZevgu_ghjfZlb\gu_Zdlu

Страница 22

22

возникшая ситуация, и любой режимны й момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые
и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с
календарным планом воспитательной работы ДОО, гру ппы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
Воспитательный процесс при проведении традиционных праздников и других
мероприятий, направлен на обеспечение единства воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходи мом и достаточном материале,
с учетом контингента воспитанников, их индивидуальн ых и возрастных особенностей и
социального заказа родителей (законных представителей)
В реализации Программы воспитания проведение пр аздников, событий,
мероприятий ориентиров аны на формирование личностного интереса по всем
направлениям развития каждого ребенка дошкольного возраста .
Организационной основой реализации комплексно -тематического принципа
построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты),
которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и
посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный
интерес детей к окружающей природе, миру искусства и литературы, народной культуре,
традициям се мьи, общества и государства, нравственной жизни, событиям, формирующим
чувство гражданской принадлежности ребенка.
Виды культурно -досуговой деятельности, приоритетные для детского сада №181
ОАО «РЖД»:
• Тематические концерты
• Игротека: народные игры: поте шки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
• Спортивные развлечения, соревнования, эстафеты, квест -игры и др.
• Театрализованные представления: кукольный театр, инсценирован ие сказок и др.;
• Творческие встречи с по этами, писателями, художниками.
• Летние развлечения, которые педагоги организуют в соответствии с тематическим
планированием летней -оздоровительной компании.
Праздники и традиции детского сада «181 ОАО «РЖД»:
• День знаний
• День дошкольного работника
• Праздник осени
• Конкурс чтецов
• День Мат ери
• Новый год
• Прощание с елкой
• Рождественские колядки
• Масленица
• День защитника Отечества
• 8 Марта
• День Космонавтики
• Весна – красна
• День Победы
• Выпускной бал
• День защиты детей

Страница 23

23

• День Железнодорожника .
• День Государственного флага .
• Экологические мероприятия: посвящение в Эколята, день защиты
животных, день Земли и т.д.
• Волшебный м ир театра: детские инсценировки .
Церемония поднятия государственного флага и исполнение гимна РФ проводится в
дни государственных праздников, и памятных дат:
 День России;
 День Государственного флага;
 День Государственного герба;
 День Конституции;
 День знаний;
 День народного единства;
 День Защитника Отечества;
 День космонавтики;
 Праздник Весны и Труда;
 День Победы;
 День города .
В церемонии принимают участие воспитанники с 3 до 7 лет. В поднятии флага участвуют
воспитанники подготовительных и старших групп, победители различных конкурсов, а
также помогающие ветеранам, активно участвующие в трудовом десанте, экологических и
патриотических акциях. В теплое врем я года церемония проводится на улице на
спортивном стадионе детского сада. В холодное время года – в музыкальном зале.
Церемония поднятия флага проходит в 8:40. За неделю до каждой церемонии воспитатели
коллегиально решают, кто из детей будет поднимать фла г.

3.3. Организация развивающей предметно –пространственной среды
Окружающая ребенка среда обогащает внутре нний мир ребёнка, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию.
Среда является важным фактором воспитания и ра звития ребёнка, организована и
соответствует принципам, изложенными в Федеральных г осударственных
образовательных стандартах дошкольного образования.
Среда спроектирована в соответствии с общеобразоват ельной Программой, в
сочетании с Программой воспитания и соответствует возрастн ым особенностям,
гигиеническим требованиям и нормам, правил ам пожарной безопасности.
Насыщенность и гибкое зонирование всего пространс тва обеспечивает
осуществление деятельностей по разным видам и интересам детей. Среда содержательно
насыщена, игровой материал пригоден для использования.
Вариативность развивающей предметно –простр анственн ой среды определяется,
содержанием обучения и воспитания, культурными и художественными традициями,
климатическими и географическими особенностями. Материал периодически меняется в
разных вариациях.

Страница 24

24

Полифункциональность среды открывает множество возможнос тей, обеспечивает
все составляющие образовательного и воспитательного процесса, среда
многофункциональная.
Пространство групп трансформируется, хорошо организ овано в виде уголков,
центров, оснащённых достаточным количеством развивающих материалов и средс тв.
Доступность – это обеспечение свободного доступа воспитанников к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающие все осно вные виды детской
активности и позволяющие выбирать воспитанникам интересные для себя занятия.
Безопасность – все элементы среды соотв етствуют требованиям СанПиН по
обеспечению надежности и безопасности их исп ользования и правилам пожарной
безопасности. Внутреннее оформление помещений, ближайшее окружение, детская
площадка, оборудование безопасно и здоровье сберегающее.
Эмоци ональная насыщенность и эстетичность – то, что привлекательно,
интересно, ярко, выразительно побуждает любопытство и довольно легко запоминается.
Игрушки – обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.
Признаки индивидуализации: возм ожность орг анизации личного пространства,
фиксация достижений ребёнка. Каждому ребенку обеспечено личное пространство
(кроватка, стульчик, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему,
уго лки уединения и т. д.) Детская мебель соответствует возрасту и росту детей.
Соблюдены гендерные особенности воспитанников, орг анизованы игры для
мальчиков и девочек.
В групповых помещениях созданы необходим ые условия для самостоятельной
двигательной активно сти детей: предусмотрена площадь свободная от мебели и игрушек.
Каждая группа обеспечена игрушками, побуж дающими к игровой деятельности,
постоянно производится замена игрушек, стимулирующих активность детей в течение дня.
Педагогическая и воспитательная целесообразность по зволяет обеспечить
возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное
благополучие каждого ребёнка. Педагог правильно и эффективно организовывает
воспитательные отношения с учётом индивидуальных особенностей детей.
3.4 . Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Цели и задачи рабочей Программы воспитания реализуют все педагогические
работники Детского сада:
-воспитатели;
-музыкальные руководители;
- инструктор по физической культуре;
- педагог -психолог;
-учител ь-лог опед ;
-воспитатель по ИЗО деятельности

Ответственными за то или иное мероприятие могут быть как представители
администрации, так и педагоги Детского сада №181 ОАО “ РЖД ”
Ответственные назначаются в соответствии с уровнем мероприятия:
- руководитель ДОУ – меро приятия, предполагающие участие родителей (законных
представит елей) воспитанников, социальных партнеров, приглашенных гостей;

Страница 25

25

- старший воспитат ель, воспитатель – мероприятия, предполагающие участие
воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) одной или нескольких
возрастных групп;
- музыкальный руководитель – мероприятия, обеспечивающие реализацию музыкальной
деятельности воспитанников на любом уровне.
3.5 . Нормативно -методическое обеспечение реализации Программы
воспитания

Методическая обеспеченность, материально -технически е условия отвечают
требованиям современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Обеспечение Рабочей программы воспитания включает в себя учебно -
методический комплект, оборудование, и оснащение к ООП частного дошкольно го
образовательного учреждения “Д етский сад №181 открытого акционерного общес тва
«Российские железные дороги ”.
Имеется всё необходимое для организации питания в оспитанников, дневного
отдыха, игровой деятельности, прогулок и ведения непрерывной образовательной
деятельности.
Состояние помещений соответствует гигиеничес ким требованиям СанПиН, нормам
противопожарной и антитеррористической безопасности.
Внедрение Рабочей программы воспитания веде т за собой внесение изменений в
ООП ДОУ и рабочие программы педагогов.

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно - «включение») - это готовнос ть образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование - это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, п ринятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред. ППС строится как максимально доступная для
дет ей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений
каждого ребенка.
На у ровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско -взро слая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.

Страница 26

26

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско -родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами р итмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в сво их силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных
образовательных организациях, реализующих инк люзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особеннос тей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом
воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы д етей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной
организации являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образоват ельных отношений;
3) обеспечение психолого -педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально -положительного взаимодействия детей с
окружающим и в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с
ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Страница 27

27

3.7. Календарный п лан воспитательной работы на 202 2-202 3 учебный год.
Календарный план воспитательной работы частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №181 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» строится на основе базовых ценностей, отраженных в рабочей Программе
воспитания и с целью конкретизации форм и видов восп итательных мероприятий,
проводимых педагогическими работниками в 202 2-202 3 учебном году.

Этико - эстетическое направление воспитания

Тема мероприятия Ориентировочное
время проведения
Ответственные
Выставка поделок из природного
материала «Осенняя фантазия»
октябрь Ст воспитатель
воспитатели
Выставка рисунков ко дню
дошкольного работника «Мой
любимый воспитатель»
октябрь Педагоги, родители
Развлечение совместно с родителями
«Вместе с милой мамочкой»
(старшие и подготовительные группы)

ноябрь Муз руководители,
воспитатели
Творческий конкурс ДПИ «Сундучок
новогодних сказок»
декабрь Ст воспитатель
воспитатели
Театральный фестиваль «Юные
дарования»
февраль Ст воспитатель
воспитатели
Музыкальный праздник «8 марта»

март Ст воспитатель
Воспитатели
Муз руководители



Выставка ДПИ «Весна идет, весне
дорогу» март
Воспитатели

Конкурс среди семей воспитанников
«Миллион идей из ненужных вещей»
апрель Ст воспитатель,
педагоги

Посещение выставок, мастер -классов в
библиотеке им Л. Мерзликина
В течение года Ст воспитатель,
педагоги
Выставка ДПИ «С Днем Победы!»
май Ст воспитатель
Воспитатели
Воспитатель по изо
Участие в выставках, конкурсах
городского, всероссийского ,
международного уровней
По плану конкурсного
движения ОАО “РЖД”,
КАНО,
Минпросвещения
Ст воспитатель,
,родители , педагоги ,
специалисты
Целевые тематические прогулки май Педагоги


Страница 28

28

Физическое и оздоровительное направление воспитания
Тема мероприятия Ориентировочное
время проведения
Ответственные
Организация закаливающих процедур
«Будь здоров без докторов!»









В течение периода Инструктор по физо,
воспитатели
Спортивное мероприятие «В гостях у
доктора Айболита»
октябрь Ст воспитатель,
педагоги всех групп
инструктор по физо
«Зимние Олимпийские игры»
(старшие и подготовительные группы)
Ноябрь -
декабрь
Педагоги, инструктор
по физо
Спорт. праздник совместно с родителями
«День нашей армии сегодня»
(старшие, подготовительные группы)
февраль Инструктор по физо,
педагоги , муз.
руководители
Всемирный день иммунитета
март Инструктор по физо,
педагоги













Музыкально -спортивное развлечение «На
встречу звездам»

апрель Муз .руководитель ,
инструктор по физо.
воспитатели Военно -патриотическая игра «Зарница»
(старшая группа)
май Ст воспитатель
педагоги
Летние Олимпийские игры Июнь - июль Инструктор по физо,
педагоги ср, ст и подг
групп

Страница 29

29


Патриотическое направление воспитания
Тема мероприятия Ориентировочн
ое время проведения
Ответственные
Организация цикл а бесед и занятий
патриотического содержания
В течение периода Ст.воспитатель, педагоги,
муз. руководитель
Организация выставок, оформление
группового пространства к памятным
датам и значимым событиям
В течени и периода Ст.воспитатель. педагоги,
муз.руководитель
Эко -акция «Добрые дела» сентябрь Ст воспитаель
Воспитатели
Муз руководитель
Музыкальное мероприятие «Посвящение
в эколята»
(Средняя группа)
октябрь Ст воспита тель
Воспитатели
Муз руководитель
День народного единства, беседы
«Россия великая наша держава!»
ноябрь воспитатели , муз.
руководитель
«Синичкин день» ноябрь воспитатели ,
муз.руководитель
Мини -проект «Мой любимый город»
(создание общесадовского альбома в
печатной и электронной версии)

ноябрь Ст воспитатель
Воспитатели

Эко -акция «Покормите птиц зимой» декабрь Ст воспитатель
Воспитатели
День добровольца (волонтера)
Принятие воспитанников в отряд
“Росток”
январь воспитатели старшей
групп ы, руков одитель
волонтерского отряда.
Выставка ДПИ «Здоровье планеты? В
моих руках!»
февраль Ст воспитатель
Воспитатели

День защитника Отечества спортивный
праздник «С физкультурой я дружу - в
родной Армии служу!»
февраль Ст воспитатель,
инструктор по физ
воспита нию, педагоги
Международный день птиц (Жемчужина)
март Воспитатели

День Земли
(средняя группа)
Участие в акциях патриотической
направленности
апрель Ст воспитатель
воспитатели

Страница 30

30


Социальное направление воспитания
Передвижной музей « Чемоданы памяти » май - июнь Ст воспиатель,
руков. в олонтерского
отряда,воспитатели
Фестиваль патриотической песни «Пою
тебе, моя Россия!»
май Ст воспитатель,
педагоги,
муз.руководитель
День России
Фестиваль «Дружба народов»
июнь Ст воспитатель,
педагоги,
муз.руководитель
День Российского флага
август Воспитатели
муз.руководитель
Церемония исполнения гимна и поднятия
флага


Повышение компетентности родителей по
проблеме формирования у воспитанников
экологической культуры, культуры
здорового и безопасного поведения в
природе.
В течени и года в
дни гос. праздников
Тема мероприятия Ориентировочное
время проведения
Ответственные
День пожилого человека
Мастер -класс от бабушки
Выставка фотогазет «Поздравляем милых
бабушек и дедушек»
октябрь Педагоги, муз.
руководитель
«Вечерние посиделки» творческое
мероприятие с родителями
(2 ранняя, младшая, средняя группы)
ноябрь педагоги младшей,
средней групп

Мастерская «Вместе с мамой»

ноябрь Педагоги, родители
Мероприятие по ПДД совместно с
инспектором ГИБДД Койновой Н. А. «В
страну дорожных знаков» (Цветочный
город)
январь Педагоги, муз.
руководитель
Тотальный день чтения, посв. 110 -ти летию
С. Михалкова
март Педагоги, муз.
руководитель
Выставки в группах «Пасхальное яйцо
2022» продукт декоративно -прикладного
творчества
апрель Педагоги, муз.
руководитель
День дружбы
Квест -игра «Если с другом вышел в путь...»
июнь Педагоги, муз.
руководитель
День семьи, любви и верности
Спортивный праздник «Мама, папа я -
дружная семья»
июль Педагоги, муз.
руководитель ,
инструктор по физ
воспитанию

Страница 31

31

Трудовое направление воспитания и ранняя профориентация

Тема мероприятия Ориентировочное время
проведения
Ответственные
Пополнение экспозиции музея « 185 лет
РЖД »
В течение периода педагоги
Пополнение железнодорожных центров в
группах
В течение периода педагоги
Пополнение атрибутами ролевых игр
железнодорожной направленности
В течение периода Педагоги всех групп
Экскурсия на жд вокзал группа
«Звездочки», «Волшебники»
Сентябрь педагоги
Фестиваль -конкурс семей
железнодорожников «РЖД зажигает
звезды»

Сентябрь Педагоги, муз.
руководитель
Встречи с родителями «Путешествие по
миру железнодорожных профессий»

Октябрь
Педагоги
Конкурс проектов железнодорожной
направленности «В стране железных
дорог»
(Старшие, подготовительные группы)
Январь Педагоги,
воспитатель по из
Конкурс игр железнодорожной
направленности (2 ранняя, младшая,
средняя группы)



Февраль Педагоги муз
руководители
Конкурс железнодорожных мини -музеев
(уголков жд)
Апрель
Оформление фотоальбома «Профессии
моих родителей »


В течение года

Педагоги, ст
воспитатель
Создание электронной картотеки игр,
видеороликов, связанных с темой
«Профессии» для использования в
цифровом образовательном пространстве

В течение года

Педагоги
Ст воспитатель

Страница 32

32


Взаимодействие с семьями воспитанников

Тема мероприятия Ориентировочное
время проведения
Ответственные
Общее родительское собрание «Давайте
познакомимся!». Презентация учреждения.
сентябрь Заведующий ДОУ, ст
вос питатель
Анкетирование родителей «Что вы
ожидаете от детского сада в этом году?»
сентябрь Ст воспитатель, педагоги
Групповое родительское собрание
«Возрастные особенности развития детей
среднего (старшего) дошкольного
возраста. Целевые установки на новый
учебный год»
Сентябрь - октябрь Педагоги групп среднего
и старшего дошкольного
возраста
Педагог -психолог
Групповое родительское собрание
«Возрастные особенности развития детей
раннего (младшего) дошкольного возраста.
Адаптация ребенка в детском саду»
Сентябрь - октябрь Педагоги групп младшего
дошкольного возраста
Педагог -психолог
Собрание Совета родителей Учреждения Октябрь Заведующий ДОУ
Тематическое родительское собрание
(в соответствии с годовой задачей, запросами
родителей)
Ноябрь -декабрь
Январь -Февраль
Педагоги всех групп

Общее родительское собрание

Апрель Заведующий ДОУ
Заместитель заведующего по
УВР Итоговое родительское собрание «Чему
научились наши дети. Организация летнего
отдыха»
Май Педагоги всех групп
Педагог –психолог
Выставка семейного творчества
поделок из природного материала «Краски
осени»
сентябрь Педагоги , родители
Создание буклетов, листовок, размещение
стендовой информации по теме:
«Воспитываем интерес к истории своей
Родины »
ноябрь Педагоги
Фотовыставка « Мои родители -
железнодорожники »
январь педагоги
Мастер - класс «Эбру – это увлекательное
рисование на воде »
март Педагоги групп раннего и
младшего возраста,
воспитатель по изо
Постоянное взаимодействие с семьями
воспитанников (часы взаимодействия)
«Актуальные вопросы воспитания»
В течение года Педагоги
Круглый стол «Детский сад - территория
талантов!»


Декабрь Педагоги, родители
Совместные акции Сентябрь -май Педагоги, родители, дети

Страница 33

33

























Вовлечение родителей в традиционные
праздники, события, прогулки и экскурсии,
вечера досугов и другие мероприятия
В течение года Педагоги, родители
Дни открытых дверей Май Педагоги
Постоянное взаимодействие с семьями
воспитанников в цифровом пространстве.
«Воспитываем вместе!»
Постоянно
В течение года
Педагоги, родители

Страница 34

34



Традиционные события, праздники и развлечения



Тема мероприятия Ориентировочное время
проведения
Ответственные
Квест - игра “Путешествие в
страну Знаний ”
сентябрь Ст воспитаель, муз
руководитель, инструктор по
физо, педагоги
Неделя безопасности
дорожного движения
Сентябрь


Ст воспитатель
Педагоги всех возр групп
Осенний карнавал Октябрь

Муз руководители, педагоги
Тематическая неделя «День
Матери»
Ноябрь

Ст воспитатель, педагоги
Тематический месячник
“Новый год на пороге”
Новогодний карнавал
декабрь Ст воспитаель, муз
руководители
Прощание с елкой январь Муз руководители, педагоги
Тематическая неделя “День
Защитника Отечества”
февраль Ст воспитатель,педагоги, муз
руководители, инструктор по
физо, воспитатель по изо
Тематическая неделя
“Международный женский
день”
март Ст воспитатель,педагоги, муз
руководители, инструктор по
физо, в оспитатель по изо
Тематическая неделя “День
Победы”
май Ст воспитатель,педагоги, муз
руководители, инструктор по
физо, воспитатель по изо
Выпускной бал М ай

Педагоги, муз руководители
День защиты детей июнь Ст воспитатель,педагоги, муз
руководители, инструктор по
физо
День железнодорожника август Ст воспитатель,педагоги, муз
руководители, инструктор по
физо

Страница 35


35